Фахрутдинова Г.Р. К вопросу о сроках в избирательном процессе // «Идель-Уральские правовые чтения» материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 2013г.
Фахрутдинова Г.Р. К вопросу о сроках в избирательном процессе // «Идель-Уральские правовые чтения» материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 2013г.
Выборы любого уровня как институт непосредственной демократии по своему масштабу и значимости для политической системы страны представляют огромное значение.
С правовой точки зрения процедура проведения выборов урегулирована в трехступенчатой вертикали власти: как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Федеральным законом, определяющим основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1].
Одна из ключевых фигур избирательного процесса – это кандидат, выдвигающий свою кандидатуру на избираемый пост.
Характеризуя этапы избирательного процесса с точки зрения реализации положений избирательного законодательства, применительно к кандидату, можно выделить следующие блоки:
1.Выдвижение кандидата
2.Регистрация кандидата
3.Агитация
4.День голосования
Одним и основополагающих и стратегических этапов для любого кандидата является агитационная деятельность.
Так, в научных кругах, предвыборную деятельность характеризуют как один из подготовительных этапов избирательного процесса представляет собой строго ограниченную временем, урегулированную законодательными нормами избирательного права деятельность, проводимую политическими партиями и направленную на приобретение голосов избирателей [2].
Для кандидата агитация несет в себе цель – публично заявить о себе, о своей политической программе. С помощью агитационной деятельности кандидат знакомиться со своим потенциальным электоратом и только в этот период он имеет шанс завоевать симпатию, предпочтение и голоса избирателей.
В связи, с нет так давно, внесенными в избирательное законодательство поправками об исключении нормы о явке избирателей, к задачам кандидата, в рамках агитационной борьбы, прибавился еще один пункт: убедить избирателя, пассивного к политической жизни страны и (или) своего региона, принять участие в выборах и отдать свой голос за кандидата, тем самым реализовав свое активное избирательное право, декларированное и гарантированное Конституцией РФ, так и закрепленное в специальном избирательном законодательстве.
Так, согласно ч.1 ст.49 ФЗ № 67-ФЗ агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Законодательством предусмотрены различные формы проведения агитационной деятельности. Одной из масштабных форм проведения агитации являются публичные мероприятия. Статьей 53 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрены условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий. Норма является отсылочной, в части условий проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных отсылает к специальному законодательству — Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [3].
Основной обязанностью, вменяемой ФЗ № 54-ФЗ является уведомление о проведении публичного мероприятия, которое подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Эти сроки и являются предельными для рассмотрения уведомления, являющегося по умолчанию «заявкой» на проведение публичного мероприятия.
Неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей по уведомлению проведения публичного мероприятия влечет прекращение проведения данного мероприятия.
В среднем агитационный период имеет продолжительность порядка полутора месяца и, разумеется, зависит от даты выдвижения кандидатом своей кандидатуры.
В целом, все ключевые сроки в избирательном процессе весьма сжаты и строго регламентированы.
В связи с чем, избирательным законодательством предусмотрены сокращенные сроки для рассмотрения обращения граждан. Так, если ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен 30-дневный срок рассмотрения заявлений граждан со дня регистрации такого заявления. То, согласно ч.4 ст.20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в обязанности комиссий входит рассмотрение обращений о нарушении закона с изготовлением письменного ответа в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.
Процессуальная особенность сроков в избирательном праве, отражена и в гражданском процессуальном кодексе РФ. К примеру, ч.2 ст. 260 ГПК РФ установлено, что заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Частью третьей это же статьи предусмотрено, что заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования[4].
Таким образом, процессуальная особенность сроков в избирательном законодательстве находит свое проявление в различных институтах.
Вместе с тем, говоря об агитационных мероприятиях, проводимых в форме публичных мероприятиях, законодательством «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не предусмотрены особенности уведомления о проведении публичного мероприятия субъектами избирательного права, в частности, кандидатами.
Исходя из цели агитационной деятельности, а также временной ограниченности в реализации задач агитационного периода, представляется целесообразным, внести изменения в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с целью сокращения сроков подачи письменного уведомления, указав: что в период избирательных кампаний, уведомление кандидатами, их уполномоченными лицами, подается не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Думается, что «оперативность» и сокращение сроков по уведомлению органов власти, позволит кандидатам реализовать право на агитационную деятельность в форме публичных мероприятий посредством проведения не только одного публичного мероприятия за отведенный законодательством агитационный период.
Список использованной литературы:
1.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
2.Айзатуллов М.М. Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 7. С. 42 — 43.
3.Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 08.06.2012) // СЗ РФ 2004. № 25. Ст. 2485.
4.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
.