Фахрутдинова Г.Р. К вопросу о внесении изменений в цену государственного (муниципального) контракта, влекущее уменьшение стоимости контракта на сумму НДС // Вестник Адвокатской палаты Республики Башкортостан, 2014г.

Фахрутдинова Г.Р. К вопросу о внесении изменений в цену государственного (муниципального) контракта, влекущее уменьшение стоимости контракта на сумму НДС // Вестник Адвокатской палаты Республики Башкортостан, 2014г.

2015 год ознаменован апробацией Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) всеми участниками осуществления закупок. Законодательство о контрактной системе продолжает претерпевать изменения, устраняя, отдельные неточности и недоработки, допущенные, от части по причине стремительного принятия закона [1].
Для государственных и муниципальных заказчиков Федеральным законом о контрактной системе, в первую очередь, утверждены новые принципы работы в сфере закупок, регламентирована стадия планирования закупок, детализирована система отчетности, преследующая цель становления большей прозрачности и обоснованности процедуры осуществления закупок.
Поставщики соответствующих товаров, работ и услуг столкнулись с задачей организации эффективной системы закупок, разработки комплекса технологий и отраслевых решений реализации бизнес-процессов в условиях имплементации положений нового законодательства.
Одним из актуальных и часто встречаемых вопросов на практике вопрос связан с местом налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в цене контракта в случае, если стороной контракта является хозяйствующий субъект, применяющий упрощенную систему налогообложения. Многие заказчики настаивают на исключении НДС из цены контракта, тем самым, уменьшая стоимость контракта.
Обратимся к нормативному толкованию настоящего вопроса:
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
На основании изложенного, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.
Вместе с тем, частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено право снизить цену контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом,
Таким образом, цена контракта может быть снижена только по соглашению сторон, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость, если поставщик (подрядчик, исполнитель) применяет иную систему налогообложения, при условии согласия поставщика (подрядчика, исполнителя) на снижение цены контракта. Такое соглашение является следствием обоюдного согласия сторон, императивной обязанности законодательством не предусматривается.
При этом, вопрос о правомочии заказчика уменьшать цену контракта на сумму НДС, при применении победителем закупки, упрощенной систему налогообложения, неоднократно являлся предметом рассмотрения и разъяснения Минэкономразвития, ФАС России еще до принятия Федерального закона о контрактной системе.
Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2010 №Д22-353 «О недопустимости корректировки заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при проведении аукциона».
В соответствии с ч.3 ст.38 Закона государственный или муниципальный контракт по результатам аукциона заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Письмо Минфина РФ от 29 августа 2014г. №02-02-09/43300 также, указывает, что Федеральным законом о контрактной системе устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений частей 1 — 4 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. В указанных случаях при наличии предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.
Из положений текста Закона контрактной системе, делается ссылка лишь на норму части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, которая в единственном случае, позволяет заказчику при заключении контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.
Письмо ФАС России АЦ/39173 от 06.10.2011 о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) в части изменения цены государственного или муниципального контракта.
В соответствии с требованиями Закона о размещении заказов государственный контракт по результатам торгов заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и документации о торгах, по цене, предложенной победителем торгов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.
При этом, в соответствии с частью 4.1. статьи 9 Закона о размещении заказов цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Нельзя не отметит, что со вступлением Федерального закона от 31.12.2014 №498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон №498-ФЗ), постулат Федерального закона о контрактной системе о недопустимости изменения существенных нарушений условий контракта утратил свою актуальность [2].
Так, в соответствии с пп.12) Федерального закона № 498-ФЗ, в статью 95 Федерального закона о контрактной системе внесено дополнение следующего содержания: в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Внесение соответствующего изменения в Федеральный закон о контрактной системе обусловлено тенденциями нынешней экономической ситуации, в условиях высокой волатильности рынка, а также, достижением целей результативности исполнения контракта.
Думается, что по результат системного анализа Федерального закона №498-ФЗ в рамках внесенного изменения, законодателем не предусматривалась возможность вносить изменение цены контракта путем ее уменьшения на сумму НДС.
В целях комплексного исследования поставленной проблематики следует оценить позицию судов.
Так, в Постановлении ФАС СевероКавказского округа от 28 апреля 2012 г. по делу №А53-17385/2011, суд пришел к следующему выводу.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
Таким образом, с учетом положений Закона №94-ФЗ, контракт заключается по цене победителя аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Кассационный суд считает, что учреждение и администрация ошибочно не разграничивают отношения сторон по контракту (гражданско-правовые отношения) и обязанности общества по уплате налогов и сборов в бюджет (публично-правовые отношения). Уплата цены в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма НДС, является обязательством заказчика, вступившего в гражданско-правовые отношения с подрядчиком, при заключении контракта.
Публично-правовые обязанности по уплате налогов в бюджет возникают не между заказчиком и подрядчиком, а между подрядчиком, являющимся налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством.
Публично-правовые обязанности общества в качестве налогоплательщика вытекают не из положений заключенного сторонами контракта, а из предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации публично-правовых обязательств по уплате налогов. Такие обязательства не могут корреспондировать правам учреждения по удержанию части обусловленной цены контракта, поскольку учреждение, как и общество, выступает самостоятельным субъектом публично-правовых отношений.
Следовательно, данная цена должна быть уплачена вне зависимости от выполнения либо невыполнения подрядчиком своих публично-правовых обязанностей в качестве налогоплательщика. Контроль за исполнением налогоплательщиками своих публично-правовых обязанностей лежит на специально уполномоченных государственных органах.
В другом судебном акте — Определение ВАС РФ от 12 ноября 2012 г. № ВАС-12420/12, суд указал, что поскольку цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта,
Поскольку оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недопустимости корректировки сторонами цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения.
В Постановлении Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 года№18АП-3320/2013 суд мотивировал свое решение следующим. В соответствии с пунктом 8 статьи 47 Закона №94-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
Таким образом, с учетом положений Закона №94-ФЗ, контракт заключается по цене победителя размещения заказа вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении запроса котировок, а также при заключении муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано на разграничение отношений сторон по контракту (гражданско-правовые отношения) и обязанностей общества по уплате налогов и сборов в бюджет (публично-правовые отношения). Уплата цены в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма НДС, являлась бы обязательством заказчика, вступившего в гражданско-правовые отношения с подрядчиком, в случае если контракт был заключен. Публично-правовые обязанности общества в качестве налогоплательщика вытекают не из положений заключенного сторонами контракта, а из предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации публично-правовых обязательств по уплате налогов.
При таких обстоятельствах, следует считать правомерным вывод об отсутствии легальных правомочии вносить изменение в цену государственного (муниципального) контракта, влекущее уменьшение стоимости контракта на сумму НДС.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015), Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 51.