Фахрутдинова Г.Р. Анализ изменений, внесенных, Федеральным законом №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // «Идель-Уральские правовые чтения» материалы Всеро



Фахрутдинова Г.Р. Анализ изменений, внесенных, Федеральным законом №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // «Идель-Уральские правовые чтения» материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 2014 г.


    Избирательное законодательство, являясь проводником реализации основ демократического устройства российского государства, призвано претерпевать своевременные изменения и поправки в правовую материю. Обусловлено данное обстоятельство, в первую очередь, тенденциям обновления взглядов на правоотношения, в условиях меняющейся реальности.
    Нельзя не обратить внимание на блок серьезных изменений, которые были внесены в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 67-ФЗ) в мае 2014г. [1].
    В настоящей статьей хотелось бы подробно рассмотреть и проанализировать изменения, внесенные Федеральным закон от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон №95-ФЗ) [2].
    Так, положения ст.38 Федеральный закон № 67-ФЗ, призваны регламентировать процедуру проверки документов кандидатов, избирательного объединения на предмет достаточности и соответствия требования законодательства. Частью 6 Федерального закона №95-ФЗ, в ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ внесены существенные изменения.
    Нормативное содержание статьи 38   Федерального закона № 67-ФЗ представляет особый интерес, что обусловлено смысловым содержанием данной нормы права. Положение ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ описан этап избирательного процесса, по результатам которого комиссией могут быть установлены обстоятельства, не позволяющие кандидату в депутаты быть зарегистрированным, по причине несоблюдения требований законодательства, предъявляемых к комплекту представляемых документов.
    Итак, из смысла редакции статьи, Федерального закона № 67-ФЗ, действующего до поправок следовало, что по результатам проверки избирательной комиссией документов кандидата, возможно принятие одного из следующих решений: о выявлении неполноты сведений о кандидате в представленных документах либо о выявлении несоблюдения требований Федерального закона к оформлению представленных документов либо о выявлении отсутствующего документа, обязательность представления которого, предусмотрена законодательством либо о достаточности документов и соответствия их требованиям, предоставляющим возможность рассмотреть вопрос о регистрации кандидата.
    Старая редакция статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предписывала, что при обнаружении неполноты сведений о кандидатах, а также, несоблюдения требований Федерального закона к оформлению представленных документов избирательной комиссией (пункты 1) и 2) принималось решение об уведомлении кандидата о необходимости устранить недостатки в сроки, предусмотренные п.1.1. ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ.
    Отсутствие документа, представление которого является обязательным (пункт 3) служило самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата. При этом, как показывает судебная практика предыдущих лет, в случае отсутствия обязательного документа, в составе представленного кандидатом в депутаты, избирательным объединением комплекта документов, констатировался факт отсутствия обязанности избирательной комиссии уведомлять кандидата, избирательное объединение об отсутствующем документе. (См. Решение Кемеровского областного суда №3-91/2013 ~ М-138/2013 от 12 августа 2013 года).
    При таком подходе презюмируется позиция, в соответствии с которой «не знание закона не освобождает от возможности наступления негативных последствий». Лицо, претендующее на должность законодателя (любого уровня), стремящееся быть одним из представителей избираемого органа власти, в первую очередь, должен быть компетентен в правовой сфере, в том числе, в области избирательного права.
    Многие специалисты в области избирательного права, практики и научные деятели высказывали несогласие с существующим положением вещей. Утверждая, что норма об отсутствующем документе является инструментом, для удаления кандидата в предвыборной борьбе, неоправданным препятствием для кандидатов и не соотносится с принципами демократий [3].
    Поправками в п.1.1. ст.38  Федерального закона № 67-ФЗ, редакция статьи была изменена и изложена в следующем содержании: при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня … извещает об этом кандидата…                
    Соответственно, неполнота сведений, несоблюдение требований закона, отсутствие документа объединены единым результативным действием, вмененным в однозначную императивную обязанность избирательной комиссии, организующей выборы -  уведомление о любом из установленных обстоятельствах.
    В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6 утверждены  методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов [4].
    Расширительное толкование изменений, представленных в отношении отсутствия в комплекте документов, обязательного документа, предусмотрено п.4.12.4. Методических рекомендаций.  В методических рекомендациях указано, что  если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 11 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктом «б1» и (или) «б2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
    Стоит обратить внимание, что согласно вышеуказанным методическим рекомендациям, в обязанность избирательной комиссии вменяется составление уведомления информационно-разъяснительного характера, основанного на анализе комплекта документов, представленного кандидатом, избирательным объединением, в котором, избирательной комиссией должно быть указано: какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах; какие документы (копии документов) отсутствуют; конкретно, какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение.
    При участии в избирательной кампании любого уровня, установленная избирательным законодательством обязанность представлять комплект документов, согласуется со смыслом закона, регулирующего правоотношения в сфере избирательных прав, в соответствии с которым сообщение кандидатом в депутаты в орган власти любого уровня сведений о себе обусловлено необходимостью формирования полного и достоверного мнения избирателя об этом кандидате.
    При этом, исключение обязанности уведомлять кандидата об отсутствующем документе обосновывалось тем, что кандидат, претендуя на публичную должность, в первую очередь, указывает на свою компетентность в области права, знания и понимания применяемого им законодательства. Уведомление о недостатках, о неточностях в уже представленных документах допускалось, и информирование о неточностях в представленных документах, нормами избирательного законодательства было оправдано. Нужно заметить, что логика законодателя справедлива, и лицом, применяющим избирательное право, будучи не узкоотраслевым специалистом, могли быть допущены «исправимые» неточности. В то время как, общие требования, не составляющие специфику законодательства, каковым является перечень необходимых к представлению в избирательную комиссию документов, обоснованно исключен из категории «узкоотраслевой специфики».
    Непредставление требуемого документа, по не знанию, либо легкомыслию относимо к исключительному недопущению кандидатом, претендующим на публичную должность, и в старой редакции федерального законодательства являлось самостоятельным основанием для отказа в регистрации, без соблюдения комиссией обязательной процедуры уведомления кандидата об отсутствующем документе.
    В контексте поисков первопричин внесения поправок в федеральное законодательство, нельзя не обратить внимание на позицию Конституционного суда РФ, отраженную в Определении№784-О-О, высказанную еще в 2010 году (01.06.2010г.), в соответствии с которой по своему смыслу данные законоположения (п.1.1. ст.38 ФЗ №67-ФЗ), как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
    При применении на протяжении трех лет, вышеуказанного Определения Конституционного суда РФ судами общей юрисдикции было дано следующее толкование: «… в указанном случае речь идет о представлении документов, которые не входят в обязательный перечень, но необходимы для уточнения представленных кандидатом сведений в каждом конкретном случае». (См. Решение Бийского городского суда Алтайского края №2-807/2012 от 06.02.2012г.).
    Думается, что посыл внесения изменений в федеральное законодательство был дан Конституционным судом РФ еще 2010г. и был вынужденной мерой имплементации в материальную норму права, в связи с двойственными толкованиями позиции Конституционного суда нижестоящими судебными органами.
    Таким образом, думается, что, внесенными изменения в избирательнее законодательство будет изменена и функциональная роль избирательных комиссий. Если до внесения изменений в избирательное законодательство, статус избирательной комиссий, организующей выборы можно было сравнить со статусом «независимого арбитра», принимающего решения, руководствуясь только формализованным подходом, то, после внесения советующих изменений в федеральный закон, роль избирательной комиссии больше сводится к формату консультационно-вспомогательного сотрудничества.

Литература и примечания
    1.Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, №24, ст. 2253.
    2. Федеральный закон от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, № 19, ст. 2300.
    3. Нечипоренко Т.В. Некоторые правовые проблемы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 10 (58). С.26-29.
    4.Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6. «Вестник ЦИК России», № 6, 2014.


Возврат к списку