Фахрутдинова Г.Р. Процедурные особенности рассмотрения антимонопольным органом жалоб в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы Международных научно-практических

Фахрутдинова Г.Р. Процедурные особенности рассмотрения антимонопольным органом жалоб в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы Международных научно-практических конференции Общества Науки и Творчества за ноябрь 2014 года, С527-531.

С 6 января 2012 г. вступила в силу ст. 18.1 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», значительно расширившая пределы административного обжалования действий (бездействий) органов власти и хозяйствующих субъектов при организации и проведения торгов и заключении договоров по итогам таких торгов [1].
Объектом рассмотрения антимонопольным органом жалоб, поданных по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, являются торги, проводимые в форме конкурса и аукциона.
Жалобы на торги в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
При этом, процедура исполнения государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируется соответствующим Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 [2].
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.    
Вместе с тем, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривают как правила обращения подателей жалобы, так и правила рассмотрения таких жалоб антимонопольным органом.
Частью 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).    
Конструкция вышеуказанной статьи различает два порядка обжалования.
Во-первых, когда субъектом подачи жалобы выступает лицо, подавшее заявку на участие в торгах. При этом, условиями подачи такой жалобы является то, что предметом жалобы могут быть нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Во-вторых, субъектом подачи жалобы может быть любое иное лицо. В таком случае, обязательным условием обжалования, является указание на права или законные интересы заявителя, которые могут ущемляться или нарушаться в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку, что подтверждается положениями части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Российской Федерации.
В случае, когда не подается заявка на участие в той или иной конкурентной процедуре желающим поучаствовать в ней, он не может быть признан участником этой закупки. Вследствие чего антимонопольный орган не имеет оснований устанавливать нарушение прав и законных интересов лица, которое не предприняло действий, направленных на приобретение статуса участника закупки (подача заявки на участие в закупке).
При этом признание жалобы лица, у которого отсутствовали правовые основания для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, не представляется возможным в силу обстоятельств, исключающих возможность такого рассмотрения (См. напр.: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А07-3737/2015) [3].
Думается, что законодатель определяет условия обращения с жалобой на торги, указывая реализацию такой возможности при наличии нарушенного права такого лица, повлекшее невозможность принять участие в торгах, путем подачи заявки. Последнее свидетельствует о законодательно установленных мерах ограничения обращения с жалобами, преследующими цели отличные от правовых.
Следовательно, рассмотрение жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции введено для защиты прав и законных интересов лиц, заинтересованных в участии в торгах и подтвердивших свою заинтересованность подачей заявки или подтвердивших невозможность подачи заявки ввиду порока процедуры извещения о торгах и невозможности подачи заявки из-за нарушения правил ее подачи.


Список использованной литературы:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции», Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, №31 (1 ч.), ст. 3434.
2.    Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.03.2015.
3.    Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А07-3737/2015), сайт: http://kad.arbitr.ru.





Возврат к списку