Суфиянова Е.С. Правовое регулирование отношений в сфере государственных и муниципальных закупок: ключевые изменения //Сборник Идель-Уральские правовые чтения, 2013, с.42-45.

Суфиянова Е.С.

Правовое регулирование отношений в сфере государственных и муниципальных закупок: ключевые изменения //Сборник Идель-Уральские правовые чтения, 2013, с.42-45.

Государственные и муниципальные закупки являются важнейшей государственной функцией и инструментом, позволяющим удовлетворять потребности государства и муниципалитетов, то есть обеспечивать выполнение их социально-экономических функций.

Проблемы и пути модернизации системы государственных закупок являлись предметом непрекращающихся публичных дискуссий. Столь пристальное внимание к данной теме со стороны контрольных органов государства, средств массовой информации, независимых экспертов объясняется большим объемом бюджетных средств, выделяемых на закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и высокими коррупционными рисками, присутствующими в данной сфере. О необходимости кардинальной перестройки системы государственных закупок заявил в Бюджетном послании к Правительству Российской Федерации и руководителям палат Федерального собрания Российской Федерации Президент России1. В частности, по мнению главы государства, при осуществлении государственных закупок необходимо «полноценно учесть особенности сложной и инновационной продукции, работ и услуг, в том числе связанных с научными исследованиями». При этом акцент должен быть сделан на «достижении наилучшего результата закупок». Новая концепция реформы системы государственных и муниципальных закупок, подготовленная Министерством экономического развития Российской Федерации, основывается на переходе к контрактной системе и, соответственно, упразднении действующего закона о государственных закупках2, являющегося основным нормативным регулятором в данной сфере.

5 апреля 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – закон о контрактной системе)3.

Закон о контрактной системе будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начнет действовать 1 января 2014 года, однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно закон о контрактной системе должен вступить в силу 1 января 2017 года.

Законом о контрактной системе предусмотрены существенные изменения правил осуществления государственных и муниципальных закупок, затрагивающие как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок.

Основное отличие нового документа заключается в том, что он призван регулировать не только сам процесс закупок, но и их планирование, мониторинг и аудит, контроль за закупками. Закон о контрактной системе также содержит антикоррупционные нормы, регулирующие вопросы общественного контроля и общественного обсуждения закупок. Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации создается и ведется единая информационная система, с помощью которой участникам контрактной системы предоставляются соответствующие данные, осуществляется подача заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа. Планы закупок будут формироваться на срок действия закона о федеральном бюджете и о бюджетах внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о региональных бюджетах и о бюджетах территориальных внебюджетных фондов, а также правовых актов представительных органов местного самоуправления о местном бюджете. Контроль в сфере закупок также будет осуществляться уполномоченными государственными и муниципальными органами власти в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. При выявлении нарушений контрольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении нарушений, обращаться в суд с исками о признании состоявшихся закупок недействительными.

Следующее значительное нововведение принятого закона о контрактной системе касается изменения перечня способов осуществления закупок. По сравнению с ранее действовавшим законом о государственных закупках указанный перечень существенно вырастет: появляется процедура запроса предложений (симбиоз запроса котировок и открытого конкурса), процедура двух этапного конкурса (открытого и закрытого), конкурса с ограниченным участием (открытого и закрытого), электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. Таким образом, заказчику дается более широкий выбор способов определения поставщика. Кроме этого, несколько уточняются существующие способы размещения заказов, а также более точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов.

Подводя итог, следует отметить, что принятие закона о контрактной системе стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Однако принятие закона о контрактной системе не может рассматриваться как завершение процесса реформирования данной сферы.

Литература и примечания:

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации на 2010-2012 гг. //http://www.rg.ru/2009/05/25/poslanie.html.

2. Федеральный закон  от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. №30 (ч. 1). Ст. 3105.

3. Федеральный закон  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. №14. Ст. 1652.

Адвокат Коллегии адвокатов «АртЛекс»

Суфиянова Е.С.

 


Возврат к списку