Мухамадеева Г.А. О практике рассмотрения судами налоговых споров, связанных с взиманием земельного налога // Вестник Адвокатской палаты Республики Башкортостан, N 2(29) 2012 г., с.47-48.

Мухамадеева Г.А. О практике рассмотрения судами налоговых споров, связанных с взиманием земельного налога // Вестник Адвокатской палаты Республики Башкортостан, N 2(29) 2012 г., с.47-48.

 

Современная система налогов и сборов Российской Федерации определяет местными налогами земельный налог и налог на имущество физических лиц. Данные платежи составляют весомую часть местных бюджетов, в связи с чем органы местного самоуправления заинтересованы в хорошем качестве собираемости налоговых платежей.

Указанные обстоятельства обусловливают большое количество дел о взыскании с граждан в судах общей юрисдикции недоимок по земельному налогу. Особую категорию таких дел составляют дела о взыскании земельного налога с так называемых «прочих земель», поскольку именно с данной категорией Налоговый кодекс РФ связывает земельные участки, располагающиеся под коммерческой недвижимостью.

Пределы налоговой ставки для такой категории земель Налоговым кодексом РФ установлены как 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что в пересчете на рубли порой составляет достаточно «приличные» суммы. Проблемы несоответствия кадастровой стоимости земельных участков из категории «прочих земель» современным рыночным реалиям мы обсуждать не будем, поскольку данный вопрос затрагивает скорее экономику нежели юриспруденцию. Кадастровая стоимость земельных участков, особенно в сельской местности, очень сильно завышена, что нисколько не способствует пополнению местных бюджетов, а скорее наоборот заставляет налогоплательщиков искать пути ухода от уплаты налогов всевозможными способами.

В нашу Коллегию в определенный период поступило несколько обращений налогоплательщиков, имеющих в собственности земельные участки на территории одного из районов нашей Республики с просьбой защитить их права и законные интересы в спорах с налоговыми органами.

При изучении данных дел, которые сказать к слову являлись практически однотипными, удалось выявить многочисленные нарушения законодательства, допущенные налоговым органом, что стало основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по земельному налогу.

Теперь хотелось бы подробнее обратиться к обстоятельствам одного из дел.

Представителем налогового органа в обосновании требований о взыскании земельного налога и соблюдении процедуры введения в действия налога на территории муниципального образования были предоставлены следующие документы: решение Совета сельского поселения К. сельский совет и печатное издание – газета «А.» как доказательства законного установления ставки в 1,5 % в отношении прочих земель.

Однако указанные документы, не были приняты судом как допустимые доказательства на основании следующего.

В решении Совета сельского поселения К. сельский совет указано, что налоговая ставка в отношении прочих земель устанавливается в размере «до 1,5%», что противоречит ч.2 ст. 387 и ч.1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, где установлено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с ч.1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В соответствии с нормами ст.3 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)

Таким образом, установление налоговой ставки в формулировке «до 1,5%» противоречит нормам налогового законодательства.

Из устных пояснений представителя налогового органа следовало, что сумма земельного налога, подлежащего уплате возросла в течении налогового периода не в связи с увеличением налоговой ставки, а в связи с измнением в течение налогового периода категорий земельных участков, принадлежащих налогоплательщику.

Однако, доказательств измнения категорий земельных участков, представителем налогового органа предоставлено не было. Также представитель налогового органа не смог пояснить с какого момента изменились категории земельных участков и почему этим обстоятельствам придана обратная сила и налог исчислен в большем размере в начала налогового периода в нарушение ч.2 ст. 5 НК РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Также представителем налогового органа не предоставлена расписка о вручении налогоплательщику налогового уведомления. В материалы дела была предоставлена копия документа, где напротив слов «Ф.И.О. налогоплательщика» стояла подпись неустановленного лица. Оригинала указанного документа суду представлено не было.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом.

Все эти нарушения позволили суду вынести решения об отказе в удовлетворении требований налогового органа. А орган местного самоуправления в последующем привел в соответствие с действующим налоговым законодательством формулировки решения о введение в действия земельного налога на территории данного муниципального образования. Но действовать это решение начало лишь со следующего налогового периода.

 

Адвокат Коллегии адвокатов «АртЛекс»

Г.А.Мухамадеева


Возврат к списку