Мухамадеев А.Р. Правовые проблемы разграничения административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав // Межсистемные и межотраслевые связи в правовой сфере, г. Казань, 2013.

Мухамадеев А.Р. Правовые проблемы разграничения административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав // Межсистемные и межотраслевые связи в правовой сфере, г. Казань, 2013.

Весьма острой является проблема отграничения уголовно-правовой ответственности от других видов юридической ответственности, прежде всего административной. Например, за подкуп избирателей предусмотрена конституционно-правовая ответственность (подп. "о" п. 24 ст. 38, подп. "б" п. 2 ст. 77 и другие нормы Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), административная ответственность (ст. 5.16 КоАП РФ) и уголовная ответственность (п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ). Поскольку по общим правилам за одно и то же деяние не может быть повторная ответственность, то применение конституционно-правовой или административной ответственности исключает уголовную ответственность. С другой стороны, привлечению к уголовной ответственности за подкуп избирателей на практике препятствует отсутствие фактов привлечения к конституционно-правовой или административной ответственности, в том числе и по причине бездействия избирательных комиссий и органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.

В литературе предлагаются разные критерии разграничения административной и уголовной ответственности. Так, С.М. Шапиев пишет о том, что административно-правовые нарушения не обладают признаком общественной опасности, а считаются социально вредными, при административном правонарушении может иметь место не только умысел, но и неосторожность, а в качестве субъектов ответственности могут выступать и юридические лица[1]. Но первый признак применительно ко многим избирательным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, едва ли применим. Например, подкуп избирателей всегда имеет общественную опасность, даже если происходит по неосторожности. Вопрос, видимо, в разнице степени общественной опасности.

В то же самое время, например, С.В.Фомина отмечает, что при принятии ныне действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были устранены некоторые правовые коллизии, недостатки и пробелы в ранее действовавшем законодательстве об административной ответственности. В частности, более четко разведены нормы административной и уголовной ответственности (ст. 141, 142 Уголовного кодекса Российской Федерации), и разграничены основания их применения[2].

А.Д.Исхаков в свою очередь предлагает для разграничения уголовного и административного составов, связанных с вмешательством в работу избирательной комиссии, предусмотренных соответственно ч.1 ст. 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации и ст. 5.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует исключить ч.1 ст. 141 из Уголовного Кодекса, тем самым декриминализировав данное деяние и сохранив за его совершение только административную ответственность; преступлением же необходимо признать воспрепятствование работе избирательных комиссий, совершённое одним из способов, предусмотренных ч. 2 ст. 141 УК РФ[3].

Т.Н.Елисеева внесла следующие предложения об устранении правовой коллизии между нормами уголовного и административного законодательства, устанавливающими ответственность за представление неверных сведений об избирателях, участниках референдума (ст. 1421 УК РФ и ст. 5.4 КоАП РФ). По ее мнению необходимо внести в ст. 5.4 КоАП РФ уточнения: «.представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния»[4].




[1] Шапиев С.М. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах // Журнал о выборах, 2006. N 3. С.67.


[2] Фомина С.В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право. 2002. N 3. С.45.


[3] Исхаков А.Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права Российской Федерации: Автореферат … канд.юрид.наук. Казань, 2003. С.20.


[4] Елисеева Т.Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Изд-во Московского ун-та МВД России, 2004. С. 17.




Возврат к списку