001.jpg

ФАС России принял разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства.

ФАС России принял разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства.

ФАС России принял разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства.
Федеральным законом РФ 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 5 января 2016 года разъяснениям Президиума ФАС был придан официальный статус.
В феврале 2016 года после обсуждения с экспертным сообществом ряда вопросов, затрагивающих важнейшие аспекты коммерческой деятельности бизнеса рабочей группой, созданной в ФАС России были подготовлены следующие разъяснения:

  • Разъяснение № 1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара» (утв.  протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2)

  • Разъяснение № 2 ««Вертикальные» соглашения, в том числе дилерские соглашения» (утв.  протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3)

  • Разъяснение № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв.  протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3)

  • Разъяснение № 4 «Соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3)

  • Разъяснение № 5 «Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 24.02.2016 №4)

Использование указанных выше документов поможет бизнесу снизить предпринимательские риски, определить допустимость коммерческих практик, а также уменьшить количество судебных ошибок.
Как отмечается в ФАС России планируется постоянная разъяснительная работа по применению антимонопольного законодательства, и утвержденные уже документы нельзя считать исчерпывающими.

Руководитель департамента антимонопольной и контрактной практики Марина Максимова отмечает особый интерес для крупного и среднего бизнеса в использовании последнего Разъяснения Президиума ФАС России № 4 – «Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке», утвержденного 24 февраля 2016 года.

Так, в Разъяснении определены случаи и критерии оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.
Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, связано с высокими антимонопольными рисками, в связи с тем, что наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта позволяет ему оказывать существенное влияние на условия обращения товаров и на состояние конкурентной среды на товарном рынке. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о необходимости обеспечения добросовестности действий данных лиц. Эта задача решается путем установления запретов на совершение действий, выходящих за пределы допустимого поведения.

В разъяснениях особое внимание удалено формулированию принципов разумности (разумного подхода) и пропорциональности, используемых в мировой практике. Также подробно описаны случаи и условия признания запрещенных антимонопольным законодательством действий допустимыми.
Особо отмечено, что допустимым является поведение, соответствующее правилам недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Реализация правил недискриминационного доступа существенно упростила доступ потребителей к естественно-монопольным товарам и услугам, сокращая число антимонопольных нарушений в этих сферах. Кроме того, со вступлением с 2016 года «четвертого антимонопольного пакета».

Правительство РФ в случае выявления факта злоупотребления доминирующим положением, установленного вступившим в законную силу решением антимонопольного органа вправе утверждать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение с долей на рынке более 70 процентов и не являющимся субъектом естественной монополии.
Немаловажным для ведения бизнеса, отмечается в Разъяснениях, является еще один документ –Правила торговой практики. Правила торговой практики представляют собой документ, определяющий основные принципы реализации товара доминирующим на товарном рынке хозяйствующим субъектом.

Принятие данного документа и следование ему позволит также говорить о признании действий хозяйствующего субъекта в качестве допустимых способов ведения бизнеса. Утверждение правил торговой практики способствует открытости доминирующей компании для контрагентов и служит превентивным элементом возможных злоупотреблений, в том числе в форме создания дискриминационных условий для потребителей.

Основным плюсом внедрения этого механизма служит минимизация антимонопольных рисков, связанных с неблагоприятными последствиями юридической ответственности, поскольку имущественные санкции за антимонопольные правонарушения существенно влияют на экономическое положение хозяйствующего субъекта.

Правила торговой практики и надлежащая их реализация могут являться частью механизма предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, касающегося как внутренних процедур деятельности хозяйствующего субъекта, так и его внешнего взаимодействия.
Следует обратить внимание, что принятие хозяйствующими субъектами торговых практик и направление подобных торговых практик в ФАС России носит добровольный характер (по самостоятельной инициативе хозяйствующего субъекта). При этом, в Разъяснениях также отмечается, что ряд торговых практик были приняты хозяйствующими субъектами по предписаниям ФАС России в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

В разъяснениях также отмечается, что важен не только сам факт принятия правил торговой практики, но и их содержание, в том числе наличие прозрачных недискриминационных критериев отбора контрагентов и условий сотрудничества с ними, наличие правил в доступе для неограниченного круга лиц, а также исполнение доминирующим хозяйствующим субъектом данных правил. Прозрачность взаимодействия с контрагентами свидетельствует о добропорядочности и открытости хозяйствующего субъекта, и, как следствие, снижает антимонопольные риски, которые выражаются в возможности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В данных Разъяснениях подробно изложены рекомендации при разработке и внедрении правил торговой практики.



Подробнее...

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ:
Марина Максимова



Возврат к списку